Впервые в СССР День машиностроителя отмечался в 1981 году в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года №3018­Х «О праздничных и памятных днях», которым была установлена «плавающая дата» праздника, а именно: последнее воскресенье сентября.

В Украине этот Указ немного изменили, и Президент своим Указом №361/93 от 8 сентября 1993 года «уточнил» дату Дня машиностроителя, который стали отмечать в четвертое воскресенье сентября.

В современном машиностроительном комплексе Украины, который включает более 20 специализированных отраслей, насчитывается свыше 2800 промышленных предприятий и 230 организаций, которые выполняют научные и научно-­технические работы. Общее количество работающих — свыше миллиона человек.

Новая Каховка, как крупный центр машиностроения в Херсонской области, в прошлом, имеет славную традицию этого праздника.

В августе 1955 года в Министерстве электротехнической промышленности СССР решили построить в молодом городе строителей Каховской ГЭС электромашиностроительный завод по производству электродвигателей и генераторов переменного тока. И это решение предопределило судьбу города, а завод по сути стал первым и главным промышленным предприятием Новой Каховки. Именно благодаря его развитию строился и рос город.

В конце 50­-х фактически завершилось строительство первой очереди застройки города по первому генплану с полным набором элементов социальной инфраструктуры: школы, детские садики, медицинские учреждения, Дворец культуры, кинотеатр, заасфальтированы улицы. Тогда в городе насчитывалось около 600 жилых домов и 12 тысяч жителей, которые и были первыми строителями электромаша.

Уже в 1957 году завод выпустил первые электродвигатели. Предприятие изначально задумывалось как производство полностью замкнутого цикла: на завод завозили только сырьевые материалы, а из его ворот выходила готовая продукция — электродвигатели.

Строились новые цеха, увеличивались объемы производства — строилось новое жилье в городе. Если на выпуск первого миллиона электродвигателей заводу потребовалось почти 9 лет (1966г.), то для выпуска второго миллиона — всего три года! С 1974 года электромаш вышел на ежегодное производство не менее полумиллиона двигателей.

В таком с днем новой каховки же ритме строилось и жилье для заводчан. За 12 лет, с 1956 по 1968 годы, завод построил для своих работников 8220 кв.м нового жилья, а в последующие 8 лет — с 1969 по 1976 — уже 28892 кв.м. Но настоящий бум жилищного строительства в Новой Каховке начался в 1977 году, когда за один год машиностроители получили сразу 10547 кв.м жилья. Всего же до 1992 года электромаш для своих работников построил более 150 тыс. кв.м жилья, или 15% общегородского жилого фонда! Не отставал от заданного темпа и второй завод­гигант Новой Каховки — приборостроительный завод «Сокол», строительство которого началось во второй половине 70­х годов и на котором к концу 80­х прошлого века работало уже более 6,5 тысяч человек. Завод, хорошо зарабатывающий на оборонном заказе, быстро отстроил для работников целый новый микрорайон, который и назвали «Сокол»!

Именно на период обретения Украиной независимости приходится расцвет гиганта электротехнической промышленности: 12 тысяч рабочих, более трети населения города составляли работники электромаша и члены их семей. А вместе с «соколовцами» — добрая половина населения города могла считать себя машиностроителями!

В праздничный день на электромаше обычно подводили итоги работы за год, отмечали лучшие трудовые коллективы и лучших специалистов. Сначала торжества проходили в клубе завода, потом, с увеличением количества заводчан, переместились в Летний театр, на стадион «Энергия». Тысячи работников завода получили удостоверения «Ветерана завода» (за 20 лет работы на предприятии) и «Заслуженного ветерана завода» (за 25 лет)…

Затем начался период падения наших гигантов. К 2000 году электромаш уже был в долгах на 100 млн. грн. «Сокол» вообще почти сразу же пошел под нож. Хотя в 2002-­2008 годах электромаш вроде бы немного поднялся с колен, но тогда на нем работали уже 3 тысячи рабочих вместо 12-­ти. Однако завод жил. А потом… Смена хозяев, смена политического вектора, глобализация и всякая другая катавасия привели к тому, что заводов по сути уже нет. Умом этот процесс понимаешь (устарелые технологии, высокая себестоимость продукции, потеря рынков сбыта и т.п.), но вот сердцем понять трудно!

Мы — живые свидетели того, как те заводы, строительству и работе на которых посвятили свои жизни наши родители, да и мы сами, стали никому не нужными корпусами, а станки и оборудование в них — источником металлолома. А те, кто еще был молод и хотел изменить свою судьбу, переквалифицировались в рыночных торговцев или в мелких бизнесменов.

И единственное, что еще осталось у многих, — это память о своей молодости, расцвете сил, работе на заводе, о своих друзьях. И о празднике, который нас всех тогда объединял — Дне машиностроителя.

Накануне 24 сентября на электромаше и «ЗКЭМ» традицию соблюдут: на рабочих местах руководители завода и профсоюза вручат удостоверения 5 заслуженным и 2 ветеранам завода. А вот последнее гуляние на стадионе, которое организовывали заводчане, было уже в таком далеком 2012 году.

С середины 2000-х годов принято решение праздновать День города вместе с Днем машиностроителя. Это было сделано в знак уважения к традициям градооборазующего предприятия города — южэлектромаша.

И пусть завод уже не тот, и машиностроителей уже не так много, но город у нас один! И День нашего родного города в День машиностроителя мы будем праздновать всегда! В память об истории и ее вершителях!

С 65­й годовщиной Новой Каховки! С Днем машиностроителя!

Виктор Васильев

Пов'язане


Источник: http://nk-online.tv/den-novoy-kahovki-i-den-mashinostroitelya-dva-prazdnika-odnogo-goroda/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Новая Каховка - день города 2018. Новая Каховка - герб и флаг Открытки с юбилеем брату от сестры

С днем новой каховки С днем новой каховки С днем новой каховки С днем новой каховки С днем новой каховки С днем новой каховки С днем новой каховки

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ